В рубрике "Архив" мы публикуем наши беседы с выдающимися деятелями современной музыки. Эти интервью актуальны и сегодня, как и то, что продолжают делать их герои.
Осенью 2009 года Влад Фисун прокатился по Бронксу на стречд-хаммере в замечательной компании легендарного диджея и МС, справедливо считающегося столпом хип-хопа. Как ни странно, самые главные лавры Кертису Брауну, также известному как Casanova Fly и Grandmaster Caz, так и не достались. Хотя строчки из главного гимна хип-хопа 'Rapper's Delight' трио Sugarhill Gang безусловно доказывают его авторство: Check it out, I'm the C-A-S-A, the N-O-V-A,
And the rest is F-L-Y,
You see I go by the code of the doctor of the mix,
And these reasons I'll tell you why.
Однако, увы, блокнот с текстами, в котором подсмотрели эти и другие рифмы суперхита, так и не был предъявлен в суде. Это интервью ранее не публиковалось.
– Хип-хоп это вся моя жизнь, и если бы меня спросил кто-то о том, что такое хип-хоп... ну кто-то, кто понятия не имеет о том, что это такое. Я бы применил метафору. Это столик, ну такой, не обеденный, а скорее игральный, чтобы на нем пикниковать или сдавать игру.
А сколько ножек обычно у стола? Правильно, четыре.
Вот и у хип-хопа четыре столпа. Эти четыре столпа, это главные элементы, на которых стоит эта культура, культура хип-хопа.
– Итак, каковы элементы хип-хопа?
Музыка? Интересная идея, но неверная. Музыка это слишком общо. Вот считают, что это некая рэп-музыка. Рэп это такой стиль болтовни, то есть словесная часть. То есть это МС. Мастер Церемоний – это тот, кто продвинул хип-хоп культуру. Кто-то, кто стоит в самом конце этой идеи, но продвигает ее вперед именно поэтому. Ты стоишь на фронте этой музыки, ты стоишь весь во внимании аудитории. Плюс МС это очень удобно с точки зрения того, кто попадает на музыкальный рынок сам по себе. Он заметен.
– Диджей, о да, безусловно. Это краеугольный камень культуры. Не просто диджей, а хип-хоп диджей. Хип-хоп диджей стал причиной, по которой вертушки стали считать музыкальным инструментом. Хип-хоп диджей стал причиной для изобретения всех этих технологий. Проигрыватели, пульты, инструменты, и даже то, как мы теперь слушаем музыку – всему причиной он.
– Граффити – искусство хип-хоп культуры, наша арт-форма, форма нашего поколения. Хип-хоп не изобрел граффити, он переизобрел граффити. Хип-хоп дал новую энергию и новое значение этому явлению. Хип-хоп стал для нашего поколения тем, чем стал рок-н-ролл или блюз для предыдущих поколений.
Итак, сколько у нас уже ножек для стола. Три? В принципе, видал вполне столы на трех ножках, устойчивые вполне. Особенно если прислонить такой стол к стене. Но это хип-хоп, и нам нужна очень устойчивая конструкция, на годы.
– Танец. Но танец это тоже слишком общо. Брейк-дэнс, именно. Но нам больше нравится говорить "брейкинг" или Art of B-Boy. Эти танцы были вдохновлены тем, как диджей ставил биты и брейки. Само по себе слово "брейкинг" означало некоторое агрессивное поведение.
Например, молодой человек, как вас с диктофоном зовут? Влад? Отлично! Влад, чего ты мне суешь эту штуку под нос, чего ты таращишься на меня, что тебе тут вообще приспичило?
А все говорят "Эй, Каз, ты чего? 'Why you breaking on him?'
И вот когда мы увидели эти радикальные движения на танцполе, будто почти драка, мы назвали это "брейкинг". И когда масс-медиа появились, и спросили, чем это вы тут занимаетесь... Мы им так и говорили "Брейкинг", но это выглядело обескураживающе для тех, кто не в теме, поэтому они добавили "дэнс".
– Таким образом, у нас есть четыре опоры хип-хопа, теперь вы все о них знаете.
Но есть еще и пятый элемент. Как он выглядит? Да, это стиль.
В ранние дни хип-хопа он был настолько разносторонним, что у него не было униформы. Скорее, либо тебе нравится, либо нет. Либо ты в теме, либо нет. Нам надо было, чтобы нас определяли. Своим видом ты сообщал "Вот оно, вот как выглядят люди, которые это делают".
– Похож ли я на человека из хип-хопа сейчас? Ну, мой кулон-микрофон указывает на это, наверное, мои часы в виде вертушки, мои перстни и кепка, может быть.
А что было раньше? Помните белые адидасы-суперстар? А спортивные костюмы с лампасами? А замшевые кроссовки puma? Кепки Kangol? Все эти вещи были обозначениями хип-хопа, его визуальной мощью.
В общем, если в конце 70-х вы видите на улице такого человека, в штанах с лампасами, кроссовках, цепуре, и он перед вами становится вот так (показывается классический b-boy stance, обхватывает плечи перекрещенными руками) то вы понимаете, что либо он вас собирается грабить, либо он из хип-хопа. В наше время, я вряд ли могу быть настолько уверен.
– Суть была даже не в том, что именно мы одевали - суть была в том, как. Разве adidas делал одежду для хип-хопа? Нет, никогда не делал, и никогда не будет. Они делают одежду для спорта. Для баскетбола, бейсбола, бега, соккера. Хип-хоп это увидел и сказал "О, это круто!".
Конечно же, эту моду принесли би-бои, им в джинсах или слаксах было неудобно делать все свои трюки. В спортивных костюмах все это было гораздо легче. А "кенголы" уже подбирались по цвету спортивного костюма, их тогда было много разных и разноцветных. Все эти одежки стали основой хип-хоп стиля.
И тут я чаще всего спорю с женщинами. Они говорят "Так это просто у вас такая мода". Но разница в том, что мода - это то, что тебе диктуют одевать. А стиль - это то, что диктуешь ты моде.
Grandmaster Caz, Ариэль Вандерберг и Grandmaster Melle Mel на бранче Gramme Awards 2019
– Если ты хочешь быть в моде, ты идешь и покупаешь себе эту дизайнерскую шмотку, шарф, сумочку – и все, ОК, ты "фешн".
Стиль - это индивидуально. И он в общем-то есть у каждого, иногда это так просто (переворачивает бейсболку козырьком назад). И суть не в том, как именно что я надел, суть в том, как я решил это надеть.
– Конечно же, искусство хип-хопа постоянно обогащается. Появился битбоксинг, для которого кроме рта и легких, ничего и не надо. Появился фристайлинг, рифмы, которые выдумываются на ходу. В хип-хоп пришло искусство, мы сами оформляли свои вечеринки, выдумывали флаера на них, в хип-хоп пришло искусство промоушна.
Это все существует не так уж и долго. В каком году родился хип-хоп? Да, в 1973-м. А месяц? Август, отлично. 11 августа 1973 года состоялась первая документированная хип-хоп вечеринка в Бронксе.
– Был ли я? Нет. Но я был одним из тех, кто получил на нее приглашение, одним из первых. Я знаю тех, кто был, я знаю тех кто делал, знаю диджея, и в отличии от вас, лично знаю. Эта вечеринка все поменяла.
До этого было диско, одно сплошное диско – свет, звук, барабаны, одежда.
Не то, чтобы мы были против диско - но нам, пацанам, оно было слишком неудобно. То есть, надо было одеть носатые туфли на каблуках, обтягивающие брючки и рубаху с воротником. Воротник был такой, тебе казалось, что ты на нем можем планировать над асфальтом. Еще можно было повязать легкий шарф.
– Но дело было не в шмотках, которых у нас конечно же не было, и не было на них денег. Дело было в том, что мы были слишком юными. Конечно, нас это страшно бесило, нас просто не пускали в диско. А если уж и пускали, мы выражали свою ярость на танцполе - и сразу пускались в брейк. (изображает секьюрити по рации): "Эй парни, подойдите на центральный, у нас тут ситуация. Да, би-бои прокрались. Выбрасывайте их к черту на задний двор."
Ладно, раз вы выкинули нас в парк, мы пойдем в парк. У нас там будет свое диско. Наша версия диско теперь известна как хип-хоп. А что случилось с оригинальным диско? Вот именно, оно прошло, исчезло, убило себя. Совершило диско-суицид. Что, оно еще здесь? В виде чего? Размалеванных танцовщиц в прибрежных притонах? "Ой да, не все так уж плохо". Ах-ха-ха, да, конечно.
Знаете, что убило диско? В 1979-м году я увидел альбом "отца соула" Джеймса Брауна 'The Original Disco Man', и понял, что диско должно умереть.
Впрочем, ничего плохого в том, что мы были вышвырнуты из диско-клубов, не было. Мы стали делать музыку так, как нам нравилось, делать вечеринки, как нам нравилось, носить, то что нравилось. Чего я всем вам и желаю – жить так, как вам нравится!
Неизвестный, Grandmaster Caz и Влад Фисун у вход в дом, в котором 11 августа 1973 года первую в истории хип-хоп вечеринку провел DJ Kool Herc.
Comments