В рубрике "Архив" мы публикуем наши беседы с выдающимися деятелями современной музыки. Эти интервью актуальны и сегодня, как и то, что продолжают делать их герои.
В не самый простой период достаем из закромов маленькие радости – беседы с артистами, чье творчество пронизано позитивом и юмором. Как вот, блиц с отцом-основателем разудалой сербской формации The No Smoking Orchestra Нелле Карайличем одиннадцатилетней давности. Сейчас Нелле уже не выступает с «Оркестром» (хотя и продолжает творческую деятельность; впрочем, как и группа), но тогда, в 2009-м, все еще был ключевым игроком состава – как в смысле сочинительства, так и на сцене (особенно!), – оставляя звездного коллегу Эмира Кустурицу лишь в качестве формального «лица» проекта. Поэтому именно Нелле Карайлич ответил на вопросы Владимира Сиваша.
Изначально интервью было опубликовано в журнале «Афиша» (Киев) в ноябре 2009 года.
Когда вы последний раз были на настоящей сербской сельской свадьбе? Похоже ли это на фильмы Эмира на самом деле?
Пару лет назад я попал на одну свадьбу в глубинке. В общих чертах да – это было как у Эмира в кино! Конечно, сербы безумные по части веселья: мы любим петь, танцевать, гулять «до предела».
Эмир в своих картинах использует свадьбу, как стержневой момент в жизни людей, где все сходится и выходит наружу. А музыка – подобно краскам в описании характеров и атмосферы.
Как вам удается собираться, подстраивать графики - всей вашей разношерстной компании? Вы же все заняты разными делами. И как, собственно, проходят репетиции?
У нас нет репетиций. Мы как баскетбольная команда NBA. Несколько раз перед туром встречаемся, а дальше играем безо всякой подготовки. Мы шутим внутри группы, что, если кто-то решит улучшить свои навыки музыканта в составе The No Smoking Orchestra, – ничего не выйдет. Слишком поздно для любого из нас. Мы уже не будем играть лучше, ха-ха.
В прошлый раз в Киеве вы выступали в пафосном зале с сидячими местами, что, впрочем, не стало для вас помехой. Теперь будете играть во Дворце Спорта. А назовите самые необычные локации, где проходили концерты No Smoking Orchestra?
Ой, где мы только не играли! В громадных спортивных холлах и в небольших андеграундных клубах, в опере и на автозаправочной станции, на детских площадках и на задних дворах школ. В любой ситуации мы стараемся превратить локацию… в сумасшедший дом. Где можем устроить фирменную психотерапию, которая, если быть откровенным, даже более важна для нас самих, чем для аудитории.
Что бы случилось, если бы Югославия не распалась? Какая бы сегодня была в вашем крае жизнь? Выиграла бы ваша объединенная сборная Чемпионат Мира по футболу?
Не знаю насчет сборной по футболу, но баскетбольная команда точно бы обыграла американскую Dream-Team. От твоего вопроса веет какой-то идеализацией, мечтой. История Балкан, на самом деле, очень далека от мечты. К сожалению.
Объясните изнутри, из чего слагается аутентичная балканская музыка? Например, часть турецких влияний, часть цыганских и так далее. И есть ли у Сербии, Хорватии, Боснии или Черногории собственные абсолютно уникальные музыкальные жанры (которых нет у тех же ближайших соседей)?
Музыка Балкан, в особенности Сербии, – микс влияний Запада и Востока. Турецкие, румынские и даже немецкие черты очевидны. Но не забывайте про русскую и украинскую музыку также.
За исключением танца коло, чей бит в две четверти мы часто используем, Сербия не имеет своего ярко выраженного трейдмарк-жанра. Мы просто много чего применяем с выгодой для себя. Можем играть различные этнические стили как свои собственные. Здесь ведь на протяжении истории кого только не было – музыка приходила вместе с квартировавшими в Сербии армиями и солдатами. И оставалась у нас навечно.
По балканским регионам (не в Сербии) действительно есть некоторые отличия. В Боснии преобладают турецкие влияния, а, например, в Хорватии – венгерские, итальянские и немецкие.
Расскажите немного о движении «Новые примитивисты», в котором вы участвовали в 80-х в Югославии?
Вообще-то это была большая шутка. В начале 80-х, если помнишь, возникло множество движений в популярной музыке, придуманных зачастую людьми из индустрии. Большинство начиналась с префикса «new». Новые романтики, новая волна, новое это и новое вон-вон то.
А мы придумали «Новый примитивизм». Движение, которое отображало аутентичную линию нашего края, базировавшуюся на Классической Германской философии, современных японских технологиях и местном старинном примитивизме. Ха-ха. Как видишь, согласовать в одном Гегеля, «Ямаху» и югославского мужика, который три класса не окончил, – это было просто смешно.
No Smoking Orchestra и Laibach – две, наверное, самые известные в мире группы из бывшей Югославии. Обе в 80-х считались вызовом социалистической номенклатуре. Но, похоже, это две взаимоисключающие эстетики?
Laibach – очень интересная формация. Действительно мы начинали в одно время, и, конечно, знаем друг друга. С самого старта было очевидно, что они делали продукт для зарубежной аудитории. Такая себе группа на экспорт. Оно и ясно, в Югославии люди совсем их не понимали.
Само собой, наша музыка разная абсолютно во всем. Но была одна смычка – все тот же префикс «new». Laibach значились членами движения «Новое Словенское Искусство», а мы – движения «Новые примитивисты».
Нет ли в группе дисбаланса из-за того, что The No Smoking Orchestra – все-таки и прежде всего детище Нелле, но у большинства идет ассоциация с Эмиром? Как вы с этим справляетесь?
Конечно, дисбаланс есть. Но мы не обращаем внимания. Недоразумение, наоборот, превращаем в преимущество! Везде нужно находить выигрышную сторону.
Случалось, что некоторые из вас снимались/участвовали в одном фильме (например, в «Жизнь как чудо»). Чем отличаются совместная работа на съемочной площадке и работа в группе? Один и тот же дух настрой, или это разное?
Совершенно разное! Работа в кино похожа на армию. Без строгой субординации просто невозможно сделать хороший фильм. Эмир – El Comandante. Без сомнений. Однако он и берет весь удар, все риски на себя.
В бэнде все по-иному. Группа является демократической структурой. Типа парламента, в хорошем смысле. Каждый может говорить, что думает. Один человек – один голос.
Назовите безотказный рецепт, трюк на концерте от The No Smoking Orchestra, благодаря которому любой самый «холодный» зал пустится в пляс?
Да, этот самый наш упомянутый бит, который мы еще и взвинчиваем до приличной скорости. Уж поверьте, может быть отличная вечеринка даже на кладбище.
Comentários