Первый ком томом: о чем мы узнаем и не узнаем из единственного отечественного документа о клубной культуре.
Мнение: критика контента, уже проявившаяся в постах некоторых очевидцев этой славной истории, не уместна. Перед нами не энциклопедия, а скорее личный дневник, эмоциональное и обрывистое путешествие по волне памяти. Тем более, что после хорошей вечеринки с памятью непросто. Эта книга не обязана нравиться.
Слов в начале было много. И задолго до. Редкий клубный обозреватель начала и середины 2000-х (в некоторых журналах и на сайтах была такая профессия, правда) не заикался о подобной идее. Ведь так хотелось поведать стране, не обращавшей внимание на ночную жизнь весьма отдельных ее граждан, о том, что же происходит, пока массы спят. Что у нас в музыкальном поле тоже есть авангард, андеграунд и прочие малозначительные в масштабах телевизора и радио и других национальных СМИ явления. Что есть гастролирующие по миру артисты, что есть лесные рейвы и фестивали на стадион, что есть даже государство в государстве, точнее автономная область в автономной области.
Мы 30 лет живем в обществе, которое будто не замечает эту часть жизни. Для хомо вульгарис слова "диджей", "вечеринка", "клуб", "привоз" все еще являются волшебными. Жильцам ниши принять это и сложно, и почетно, и радостно, и ущербно – в букет чувств цветов и эмоций добавляется постоянно, с каждым рейдом правоохоронцив, с каждой жалобой соседей в том числе. И удаленность культуры от медийной поверхности делает данный фолиант не только желанным, но историческим.
То, что идея реализуется только сейчас, подтверждает громкое название послесловия "Розквіт клубної культури". По сравнению со всем предыдущим, да, безусловно – всего стало больше, событий, интересов, людей, и музыки. Но хочется, чтобы следующее десятилетие своими успехами нивелировало предыдущие порывы и подмостки, не давая толком рефлексировать на былые денечки.
А отсутствие общепризнанной экспертизы делает содержание суть субъективным. Но, положим, если написание истории рок-музыки начать с основательного исследования доминанты гитары в бенде благодаря изобретению звукоснимателя, и диссертации о прогрессе зальной акустики в середине ХХ века, ведь задние ряды аудитории заскучают.
Здесь же весело. Не как в протоколе, а как в инсценировке – много цитат, прямой речи. Не данные прорабов о закладке фундаментов, бухучет и счетчики посетителей и продаж, а отрывки судеб и обрывки контекста. Субъективный хит-парад персон, с отрывом лидирующих по количеству фотопортретов и упоминаний. Белые пятна в верстке, которые любому диванному критику предлагается заполнить от руки.
Бумага не резиновая – и за обложкой красного переплета остается масса замечательных людей и событий. Пусть им уготована участь войти в том второй или третий. Ведь главное в текущем моменте – дать ободряющую эмоциональную волну создателям этого беспрецедентного явления в нашей музыкальной истории. Отнестись, в зависимости от личной пассионарной способности к факту как к радостному, значительному или долгожданному. Написать куда-нибудь спасибо, пускай качая этот труд для личного штудирования или в кругу интересующихся друзей. Обсудить есть что.
Comments