top of page

Пластинка недели Виталия Бардецкого

Локомотив андеграунда и нон-конформист, создатель лейбла Sale Records, открыватель клуба Xlib и аудиофильского бара Gram, директор PromoOcean Agency и главред журнала "Новий рок-н-рол" Виталий 'Bard' Бардецкий достает с полки заветную "плиту".


Maanam 'Nocny Patrol' (Polton, 1984)


Пластиночные неофиты - свежеобращенные прихожане виниловой церкви - часто в самом начале собирания (наверное, это слово тут больше подходит чем коллекционирование) пластмассовых дисков допускают одну и ту же ошибку. Мы (со мной это тоже когда-то случилось) начинаем судорожно вспоминать любимые песни и исполнителей юности - и первым делом массово скупать всю ностальгию, чтобы заполнить еще стерильную полочку. Но… Как правило, ожидаемого восторга не происходит - времена поменялись, сама музыка стала другой, да и мы уже не те, что раньше.

Однако же случаются пластинки вечные, которые хотелось бы взять с собой в лучший из миров, навсегда. Одной из таких для меня есть альбом польской группы Maanam 84-го - Nocny Patrol.




Когда, кажется, в 97-м я окончательно переехал в Киев, то мне было сложновато поддерживать столичные меломанские разговоры. Влияние российской музыки было огромно. Мои же познания в этой сфере ограничивались несколькими пластинками Аквариума и Кино плюс фонограммными телевизионными выступлениями на Музыкальном ринге. Ну и фильмом Асса. К тому же я ни разу (до сих пор) не слышал песен Гражданской обороны. Сложно сказать, хорошо это или плохо. По крайней мере, сейчас, когда культурное влияние из северо-востока существенно ослабло, меня от этого развития событий особо не колбасит.

Большую часть своего музыкального бэкграунда я получил благодаря польским радиостанциям 80-х - именно на их волнах в самом начале декады и услышал Maanam. Времена в Польше были стремные. После массовых забастовок, организованных профсоюзом Солидарность, в стране было введено военное положение с армией на улицах, комендантским часом и тп репрессивными механизмами. Прошли массовые аресты, несколько десятков протестующих были убиты… С другой стороны, по радио крутили западный панк рок, по вечерам на ТВ после регулярных обращений генерала Ярузельского крутили кино ноцне - европейскую софт эротику. Жителям СССР подобные нестыковки понять было сложно.

Именно в 83-м, уже на финише военного положения, группа Maanam и записала свой третий альбом - возможно, лучший в карьере. До этого Maanam была яркой, но вполне стандартной панк-бандой. Кстати, панк-сцена в Польше была в тот период крайне массовой и развивалась практически синхронно с остальной частью планеты.

Разочарование, злость, фрустрация и вынужденная пауза в концертной деятельности, вызванные почти двухлетним военным положением, кардинально изменили группу и ее звучание, превратили Maanam в настоящий голос поколения. Пластинка очень точно показывала что есть Польша и поляки. И кем они больше никогда не будут. В принципе, прослушав альбом, уже тогда, в 84-м (альбом был издан через год после записи) можно было совершенно определенно знать, что Ист Блоку остались считанные годы. И это при том, что сам альбом - неожиданно нежный, с множеством баллад и даже танго-номерами. Крайний уровень интимности и персональной рефлексии участников. С отсылками скорее к довоенным 30-м в Кракове, чем к тому же панку.


У нас никогда на рок сцене не было фронтвумен уровня вокалистки Maanam, известной под псевдонимом Kora (рожд. Ольга Островска). Родители Коры, кстати, родились до Второй мировой на западе современной Украины, отец — в моем родном Бучаче. К сожалению, Кора покинула нас несколько лет назад.

Великая польская группа, благодаря песням которой я научился понимать польский язык.


Comments


bottom of page